Внимательность может улучшить психическое здоровье и благополучие, но вряд ли сработает для всех

Внимательность обычно определяется как «осознание, которое возникает благодаря целенаправленному вниманию, в настоящий момент, без суждений к развертыванию опыта момент за моментом». В последние годы он становится все более популярным как способ улучшить самочувствие и снизить уровень стресса.
В Великобритании Национальная служба здравоохранения предлагает методы лечения, основанные на осознанности, для лечения таких проблем психического здоровья, как депрессия и суицидальные мысли. Однако большинство людей, практикующих внимательность, осваивают свои навыки в общественных местах, таких как университеты, рабочие места или частные курсы.

Программы, основанные на внимательности, часто продвигаются как универсальный инструмент для снижения стресса и улучшения самочувствия, доступный для всех и в любом месте.
Во всем мире было проведено множество рандомизированных контролируемых испытаний (РКИ) для оценки того, может ли личная тренировка осознанности улучшить психическое здоровье и благополучие, но результаты часто бывают разными.

В отчете, опубликованном сегодня в журнале PLOS Medicine, группа исследователей из отдела психиатрии Кембриджского университета провела систематический обзор и метаанализ для изучения опубликованных данных рандомизированных контролируемых исследований. Такой подход позволяет им объединить существующие – часто противоречащие друг другу или недостаточно обоснованные – исследования для получения более надежных выводов.

Команда определила 136 РКИ по обучению внимательности для укрепления психического здоровья в общественных местах. Эти испытания включали 11 605 участников в возрасте от 18 до 73 лет из 29 стран, более трех четвертей (77%) из которых составляли женщины.
Исследователи обнаружили, что в большинстве сообществ по сравнению с бездействием осознанность снижает тревогу, депрессию и стресс и улучшает самочувствие. Однако данные свидетельствуют о том, что более чем в одном из 20 исследований программы, основанные на внимательности, не могут уменьшить тревожность и депрессию.

Д-р Джульета Галанте из кафедры психиатрии Кембриджского университета, первый автор отчета, сказала: «Для обычного человека и окружения практика осознанности кажется лучше, чем ничего не делать для улучшения нашего психического здоровья, особенно когда дело касается депрессии. , беспокойство и психологический стресс – но мы не должны предполагать, что это работает для всех и везде.
"Тренинг внимательности в обществе необходимо проводить с осторожностью. Курсы осознанности сообщества должны быть лишь одним из вариантов, и диапазон эффектов должен быть исследован по мере того, как курсы внедряются в новых условиях.

Лучше всего работают курсы, предназначенные для людей, которые находятся в состоянии наибольшего стресса или в стрессовых ситуациях, например, для работников здравоохранения, поскольку они, по-видимому, видят наибольшую пользу."
Исследователи предупреждают, что РКИ в этой области, как правило, были низкого качества, поэтому объединенные результаты могут не отражать истинные эффекты.

Например, многие участники перестали посещать курсы осознанности, и их не спрашивали, почему, поэтому они не представлены в результатах. Когда исследователи повторили анализ, включая только более качественные исследования, осознанность показала влияние только на стресс, а не на самочувствие, депрессию или тревогу.
По сравнению с другими практиками, позволяющими «чувствовать себя хорошо», такими как упражнения, осознанность оказалась не лучше и не хуже. Профессор Питер Джонс, также из кафедры психиатрии Кембриджа, и старший автор, сказал: «Хотя внимательность часто лучше, чем бездействие, мы обнаружили, что могут быть другие эффективные способы улучшения нашего психического здоровья и благополучия, такие как упражнения.

Во многих случаях они могут оказаться более подходящими альтернативами, если они более эффективны, более приемлемы в культурном отношении или более осуществимы или экономически эффективны для реализации. Хорошая новость в том, что теперь есть больше возможностей."

Исследователи говорят, что вариативность в успешности различных программ, основанных на внимательности, выявленных в РКИ, может быть связана с рядом причин, включая то, как, где и кем они реализуются, а также на кого они нацелены. Техники и основы осознанности имеют богатый и разнообразный опыт, от ранней буддийской психологии и медитации до когнитивной нейробиологии и совместной медицины – можно ожидать, что взаимодействие между всеми этими различными факторами повлияет на эффективность программы.
Количество онлайн-курсов осознанности быстро увеличивалось, чему способствовала пандемия COVID-19.

Хотя в этом обзоре не рассматривались онлайн-курсы, исследования показывают, что они могут быть такими же эффективными, как и их автономные аналоги, несмотря на то, что в большинстве случаев отсутствует взаимодействие с учителем и сверстниками.
Д-р Галанте добавил: «Если эффекты онлайн-курсов осознанности различаются в зависимости от обстановки так же широко, как и их офлайн-аналоги, то отсутствие человеческой поддержки, которую они предлагают, может вызвать потенциальные проблемы.

Нам нужно больше исследований, прежде чем мы сможем быть уверены в их эффективности и безопасности."
Исследование финансировалось Национальным институтом исследований в области здравоохранения (NIHR) Applied Research Collaboration East of England и Кембриджским центром биомедицинских исследований NIHR при дополнительной поддержке Целевого фонда NHS Кембриджшира и Питерборо, Совета медицинских исследований, Wellcome и Министерства образования Испании. , Культура и спорт.

OKA-MOS.RU