Исследователи изучили функцию мозга детей в возрасте от четырех месяцев до четырех лет в сельских районах Индии.
Они обнаружили, что дети из малообеспеченных семей, где у матерей также был низкий уровень образования, имели более слабую мозговую активность и с большей вероятностью отвлекались.
Ведущий исследователь профессор Джон Спенсер из Школы психологии UEA сказал: «Каждый год 250 миллионов детей в странах с низким и средним уровнем дохода не могут реализовать свой потенциал развития.
"Таким образом, растет потребность в понимании глобального воздействия бедности на раннее умственное и поведенческое развитие.
"Предыдущая работа показала, что бедность и ранние невзгоды существенно влияют на развитие мозга, создавая порочный круг бедности.
Но мало исследований изучали функцию мозга на ранней стадии развития.
«Мы хотели узнать больше о функциональном развитии мозга детей, рожденных из более бедных семей, – чтобы понять, почему многие из них не полностью раскрывают свой потенциал.
Эта работа является первым шагом в усилиях по вмешательству, направленных на улучшение здоровья мозга на раннем этапе до того, как невзгоды могут взять верх."
Команда, в которую вошли исследователи из Университета Стерлинга, провела исследование в Уттар-Прадеше, самом густонаселенном регионе Индии.
Используя портативное устройство для «функциональной ближней инфракрасной спектроскопии» (fNIRS), они измерили активность мозга 42 детей в возрасте от четырех месяцев до четырех лет в сельской местности.
Системы fNIRS излучают ближний инфракрасный свет в корковые ткани через источники, размещенные на голове через специальный колпачок, подключенный к компьютеру.
Они исследовали «визуальную рабочую память» детей – или насколько хорошо они могут хранить визуальную информацию и обнаруживать изменения в визуальной среде, когда они происходят.
«Мы используем нашу визуальную рабочую память примерно 10 000 раз в день. Дети начинают развивать этот навык в раннем младенчестве, и постепенно он улучшается в детстве и подростковом возрасте.
Мы знаем, что это отличный показатель раннего когнитивного развития, – сказал профессор Спенсер.
Исследование было проведено в партнерстве с Лабораторией по расширению прав и возможностей сообществ, расположенной в Лакхнау, Индия. Участники были набраны из деревень вокруг Шивгарха в Уттар-Прадеше.
Они приняли участие в визуальном тестировании, включающем мигающие дисплеи цветных квадратов.
Целью теста было проверить, могут ли дети запомнить цвета достаточно хорошо, чтобы обнаружить, что всегда было изменение цвета на одной стороне дисплея, в то время как цвета на другой стороне всегда оставались прежними.
Учитывались такие факторы, как образование родителей, доход, каста, религия, количество детей в семье и экономический статус.
Результаты сравнивали с детьми из семей Среднего Запада Америки.
Исследовательская группа обнаружила, что дети в Индии из семей с низким уровнем материнского образования и дохода показали более слабую мозговую активность и более слабое подавление отвлекающих факторов в левой лобной области коры головного мозга, которая участвует в рабочей памяти.
Исследование также демонстрирует, что портативные технологии нейровизуализации могут использоваться в сельских районах развивающегося мира, обеспечивая инновационные технологии в местах, наиболее нуждающихся в инструментах ранней оценки.
"Несмотря на то, что неблагоприятные факторы воздействия на развитие мозга могут заманить детей в круговорот бедности из поколения в поколение, огромный потенциал пластичности мозга также является источником надежды.
"Сотрудничая с семьями в местном сообществе и внедряя инновационные технологии на местах, мы надеемся, что вместе мы сможем разорвать этот порочный круг бедности в будущей работе."