Страны, которые помогают студентам из рабочего класса поступать в университеты, имеют более счастливых граждан

Исследования показывают, что чем образованнее люди, тем они счастливее. К сожалению, это также тот случай, когда дети из привилегированных, богатых слоев населения, как правило, лучше учатся в школе и с большей вероятностью поступят в университет, чем дети из более бедных слоев рабочего класса. Это означает, что к тому времени, когда они достигают совершеннолетия, между детьми среднего класса и их сверстниками из неблагополучных семей существует большой разрыв в уровне счастья.

Однако новое исследование, опубликованное в Британском журнале социологии образования, показывает, что этого не должно быть, и что связь между социальным классом и счастьем может быть смягчена с помощью образовательной политики, которая предлагает больше возможностей для детей из неблагополучных семей.
Исследователи из Университета Умео в Швеции использовали European Social Survey, общеевропейское исследование, проводимое каждые два года с 2002 года, для расчета удовлетворенности жизнью и счастья почти 15000 человек в возрасте 18-29 лет из 25 стран.

Затем они рассмотрели влияние четырех различных образовательных политик на благосостояние граждан. К ним относятся потоковая передача или отслеживание детей в соответствии с их способностями в раннем возрасте; предоставление всем недорогого образования; разрешение университетам увеличивать количество мест, чтобы их могло посещать больше молодых людей; и дать студентам второй шанс поступить в университет, если они не получили нужные оценки.

Результаты показали, что, как и ожидалось, молодые люди из привилегированных социальных слоев были более удовлетворены своей жизнью, чем молодые люди из неблагополучных семей. Однако на размер этого неравенства повлияли типы образовательной политики, принятой европейскими странами.

Например, в странах, которые откладывали стриминг или отслеживание детей в зависимости от способностей до более позднего возраста, была незначительная разница в удовлетворенности жизнью между разными социальными классами.
«Возраст, в котором транслировались дети, не повлиял на благополучие студентов среднего класса, однако дети из бедных семей были значительно счастливее, когда возраст потоковой передачи был отложен», – говорит Бьорн Хогберг из Университета Умео, руководивший исследованием.

Люди из неблагополучных семей также были счастливее в странах, где средняя стоимость образования была низкой, где университеты увеличили количество учащихся и когда университеты предоставили второй шанс.
Разрыв в уровне счастья между социальными классами был самым большим в Венгрии и Болгарии, где дети рождаются в очень раннем возрасте и есть ограниченные возможности второго шанса, предоставляемые студентам для поступления в университет.
В Великобритании и Германии также были значительные «разрывы счастья», что в Великобритании было связано с очень высокой стоимостью частного образования и низким уровнем поступления в британские университеты.

С другой стороны, Дания была одной из самых равных стран с точки зрения счастья своих граждан. У него также была самая инклюзивная образовательная политика – отслеживание учеников в более старшем возрасте, предоставление недорогого частного образования и предоставление детям щедрой второй возможности поступить в университет.

«Среди более богатых западноевропейских стран, страны с более инклюзивной системой образования, такие как Дания, имели меньшие социальные различия (на самом деле вообще не имели в среднем), чем столь же богатые, но менее инклюзивные страны, такие как Великобритания или Германия», – говорит Хогберг.
Исследование предполагает, что правительствам и другим политикам необходимо учитывать более широкое влияние своей образовательной политики на общество.

«Школы могут оказать огромное влияние на детей и молодежь и на их жизненные шансы, но узкая ориентация на академические результаты, такие как результаты тестов, дает лишь неполную картину последствий образовательной политики», – говорит Хогберг.
«Я бы порекомендовал, чтобы образовательная политика, особенно на более высоких уровнях, была разработана таким образом, чтобы возможность доступа к образованию, если кто-то захочет, была максимальной, либо с помощью институциональных мер, таких как расширение доступа для более бедных студентов, либо с помощью финансовых мер – например, снижение платы за обучение."