Исследователи давно пытаются выяснить, что помогает понимать других. Чем больше вы знаете об этих двух социальных навыках, тем лучше вы можете помочь людям наладить социальные отношения.
Однако до сих пор не совсем ясно, что такое эмпатия и взгляд на перспективу (последнее также известно как «теория разума»). Умение читать эмоции человека глазами, понимать забавную историю или интерпретировать действия другого человека – в повседневной жизни всегда есть социальные ситуации, требующие этих двух важных способностей. Однако каждый из них требует сочетания различных индивидуальных подчиненных навыков. Если необходимо интерпретировать взгляды и выражения лица в одной ситуации, в другой может потребоваться подумать о культурном фоне рассказчика или узнать его или ее текущие потребности.
На сегодняшний день было проведено бесчисленное количество исследований, изучающих сочувствие и перспективу в целом. Однако до сих пор не выяснено, что составляет основу обеих компетенций и где в мозгу лежат их основы. Филипп Канске, бывший руководитель исследовательской группы MPI CBS, а в настоящее время профессор Технического университета Дрездена, вместе с Маттиасом Шурцем из Института Дондерса в Неймегене, Нидерланды, и международной группой исследователей разработали всеобъемлющую объяснительную модель.
«Обе эти способности обрабатываются в мозгу« основной сетью », специализирующейся на сочувствии или изменении точки зрения, которая активируется в каждой социальной ситуации. Но, в зависимости от ситуации, он также включает дополнительные сети », – объясняет Канске, ссылаясь на результаты исследования, которое только что было опубликовано в журнале Psychological Bulletin. Если мы читаем мысли и чувства других, например, по их глазам, вовлекаются другие дополнительные области, чем если бы мы выводили их из их действий или из повествования. "Таким образом, мозг может очень гибко реагировать на индивидуальные требования."
Что касается эмпатии, основная сеть, которая может распознавать особо важные ситуации, например, обрабатывая страх, работает вместе с дополнительными специализированными областями, например, для распознавания лица или речи.
При изменении перспективы, в свою очередь, регионы, которые также используются для воспоминаний о прошлом или фантазий о будущем, i.е., потому что мысли, которые имеют дело с вещами, которые нельзя наблюдать в данный момент, активны как основная сеть. Здесь также в каждой конкретной ситуации включаются дополнительные области мозга.
В ходе своего анализа исследователи также выяснили, что особенно сложные социальные проблемы требуют сочетания эмпатии и изменения точки зрения. Люди, которые особенно компетентны в социальном плане, по-видимому, смотрят на другого человека с двух сторон – на основе чувств и на основе мыслей.
По их мнению, они затем находят правильный баланс между двумя.
Однако наш анализ также показывает, что отсутствие одного из двух социальных навыков также может означать, что не этот навык в целом ограничен.
Возможно, это влияет только на определенный фактор, например, понимание выражений лица или мелодии речи », – добавляет Канске. Таким образом, одного теста недостаточно для подтверждения отсутствия у человека социальных навыков. Скорее, должна быть серия тестов, чтобы на самом деле оценить их как мало сочувствующих или как неспособных принять точку зрения другого человека.
Ученые исследовали эти отношения с помощью масштабного метаанализа. Они выявили, с одной стороны, общие черты в паттернах МРТ 188 отдельных исследований, изученных, когда участники использовали сочувствие или перспективу.
Это позволило локализовать основные области мозга для каждого из двух социальных навыков. Однако результаты также показали, как паттерны МРТ различались в зависимости от конкретной задачи и, следовательно, какие дополнительные области мозга использовались.