Хотя широко признано, что подобные суеверия не рациональны, многие из них сохраняются, управляя поведением больших групп людей даже сегодня.
В новом анализе, основанном на теории игр, два биолога-теоретика разработали модель, которая показывает, как суеверные убеждения могут укорениться в социальных нормах общества.
Их работа, которая опубликована в Proceedings of the National Academy of Sciences, демонстрирует, как группы людей, каждая из которых начинает с разных систем убеждений, могут развить скоординированный набор поведения, который поддерживается набором последовательных социальных норм.
«Что интересно здесь, так это то, что мы показываем, что, начиная с системы, где ни у кого нет какой-либо конкретной системы убеждений, может возникнуть набор убеждений, а из них – набор скоординированного поведения», – говорит Эрол Акчай, доцент кафедры биологии. в Пенсильвании.
«Постепенно у этих актеров накапливаются суеверия», – добавляет Брайс Морски, научный сотрудник. «Они могут сказать:« Хорошо, я считаю, что, когда я наблюдаю это событие, я должен вести себя так, потому что другой человек будет вести себя таким же образом », и со временем, если они добьются успеха в использовании такой стратегии, суеверия уловят на и может стать эволюционно стабильным."
Работа Морского и Аккая представляет собой приложение теории игр, которое пытается предсказать, как люди будут взаимодействовать и принимать решения в социальной среде.
Они специально рассмотрели так называемые коррелированные равновесия, сценарии, в которых всем участникам даются коррелированные сигналы, которые диктуют их реакцию на любую данную ситуацию.
«Классический пример – светофор», – говорит Акчай. «Если два человека приближаются к перекрестку, один получит сигнал« стоп », а другой – сигнал« идти », и все это знают. Для обеих сторон рационально подчиняться свету."
Сигнал, в данном случае светофор, известен как коррелирующее устройство или, что более выразительно, «хореограф»."Но команда Пенна хотела знать, что было бы, если бы не было хореографа. Если бы люди могли обращать внимание на множество других сигналов, которые могли бы направлять их действия, и их убеждения передавались бы в зависимости от успеха их действий, возникло бы скоординированное поведение? Другими словами, может ли эволюция действовать как «слепой хореограф»??"
«Что делать, если велосипедист едет к перекрестку и вместо светофора видит кошку», – говорит Акчай. "Кошка не имеет отношения к перекрестку, но, возможно, человек решит, что если он увидит черную кошку, это означает, что он должен остановиться, или что, возможно, это означает, что приближающийся велосипедист собирается остановиться."
Несмотря на то, что цвет кошки не влияет на вероятность того, что приближающийся велосипедист остановится или уедет, иногда такая условная стратегия может привести к более высокому выигрышу для велосипедиста – если это коррелирует с суевериями других велосипедистов.
«Иногда бывает рационально придерживаться этих иррациональных убеждений», – отмечает Морски.
В своей модели Морски и Акчай предполагают, что люди рациональны, поскольку они не следуют слепо норме, а делают это только тогда, когда их убеждения кажутся полезными. Они меняют свои убеждения, подражая убеждениям успешных людей.
Это создает эволюционную динамику, в которой нормы «конкурируют» друг с другом, распространенность в группе растет и падает. Этот эволюционный процесс в конечном итоге приводит к формированию новых социальных норм.
Морски и Акчай показали, что эволюционно устойчивые нормы, те, которые нельзя заменить другими, должны быть последовательными, что означает, что они успешно координируют индивидуальное поведение даже в отсутствие внешнего «хореографа». "
Они обнаружили, что эти эволюционно стабильные нормы, как предписывающие, как должен вести себя субъект, так и описывающие ожидания этого субъекта относительно того, как должны вести себя другие, создают последовательную систему убеждений, которая помогает координировать общее поведение многих субъектов, даже если эта координация не выполняется. в постановке любого постороннего хореографа.
Для дальнейшего изучения своих выводов исследователи надеются участвовать в социальных экспериментах, чтобы увидеть, могут ли люди начать придумывать свои собственные суеверия или убеждения, когда они не представлены.
«Что мне нравится в этой работе, – говорит Морский, – так это то, что эти убеждения – выдуманные суеверия, но они становятся реальностью, потому что все на самом деле им следуют, поэтому вы создаете эту социальную реальность.
Мне действительно интересно проверить, что дальше."
Поддержка исследований поступила от Агентства перспективных оборонных исследовательских проектов (грант D17AC00005) и Управления армейских исследований (грант W911NF-12-R-0012-03)