Критическое мышление – это навык 21-го века, который считается важным для сегодняшних студентов, чтобы ориентироваться в информационном веке и для их будущей трудовой жизни.
Но насколько хорошо система образования способствует развитию этих навыков??
В недавнем исследовании задачи по измерению цифровой медиаграмотности выполнялись в международной школе в Финляндии, чтобы оценить эффективность и передачу навыков критического мышления. Инструменты задач, использованные в исследовании, были ранее разработаны Стэнфордской исторической образовательной группой, чтобы определить степень, в которой молодые люди спрашивают: “ Кто стоит за информацией? ”?’и’ Каковы доказательства?’в сценариях, взятых из реальных онлайн-ситуаций.
Резюме, опубликованное исследователями Стэнфорда зимой 2016 года, получило широкое освещение в основных новостных агентствах по всему миру из-за того, что оно соответствовало появлению феномена “ фейковых новостей ”, а также из-за того, что исследователи Стэнфорда описали U.S. успеваемость учеников как "тревожная" и "мрачная".
«Многие международные агентства обобщили результаты U.S. ", – комментируют Шейн Хорн и Коэн Веерманс, проводившие финское исследование в Университете Турку в Финляндии.
В этом недавнем исследовании были измерены две когорты: когорта pre-IB, готовящаяся к поступлению на дипломную программу международного бакалавриата, и отдельная когорта, готовящаяся к окончанию программы.
В то время как выпускники IB2 лишь немного превзошли когорту начального уровня pre-IB, обе группы превзошли сравниваемую группу студентов Стэнфордского университета.S. когорты в статистически значимой степени.
«Это исследование было в основном для того, чтобы увидеть, коррелирует ли прогресс в программе IB с более высокой эффективностью выполнения задач, как и следовало ожидать, и что в некоторой степени действительно имело место. Что стало еще более интересным, так это то, насколько резкими были различия между обеими когортами, тестировавшимися в Финляндии, по сравнению с успеваемостью студентов U.S. когорты ", – говорит Шейн Хорн.
"Результаты по нескольким заданиям были похожи на негативные зеркальные отражения друг друга: студенты в Финляндии достигли уровня мастерства в той же степени, в какой студенты в университете.S. выполняется на начальных уровнях ", – поясняет Хорн.
При рассмотрении возможных причин различий в результатах на первый план вышли способы, которыми финская система образования и программа IB явно способствуют развитию навыков критического мышления в их соответствующих учебных программах.
"Учебная программа в U.S. критическое мышление только неявно внедряется в предметную курсовую работу, тогда как учебные программы финского языка и IB способствуют развитию навыков критического мышления как непосредственно в курсах, так и встраивают критическое мышление также в курсовую работу по более традиционным предметам », – объясняет научный сотрудник университета Коэн Веерманс, другой исследователь исследования, проведенного в Финляндия.
Например, в программе IB есть отдельный, отдельный курс под названием Теория познания, специально разработанный для развития навыков критического мышления, который явно встроен в предметные области курса. В Финляндии также есть отдельные курсовые работы по критическому мышлению в рамках своих курсов, посвященных этике, при этом учителя сохраняют автономию в отношении того, в какой степени они проявляют навыки критического мышления в предметных областях.
Основываясь на этом и других исследованиях, исследователи рекомендуют в образовательных программах разрабатывать развитие навыков критического мышления непосредственно в курсах и по другим предметам в учебных программах.