Согласно более ранним исследованиям, близость между людьми может способствовать дружбе. Однако люди также склонны дружить с теми, у кого есть похожие характеристики, такие как пол, возраст и этническая принадлежность. Неясно, как взаимодействуют эти два явления; в частности, влияет ли сходство между людьми на влияние близости на дружбу.
Чтобы изучить этот вопрос, Рорер и его коллеги провели эксперимент, в ходе которого они создали рандомизированные таблицы рассадки в классах для 2966 учеников с 3 по 8 классы в 40 школах в сельской местности Венгрии. Студенты оставались на своих местах в течение одного семестра, в конце которого они сообщили о своих дружеских отношениях в опросе.
Статистический анализ демографических данных студентов и их дружбы показал, что сидение рядом друг с другом увеличивает вероятность того, что они станут общими друзьями с 15 до 22 процентов (рост на 7 процентов).
Склонность к дружбе увеличилась для всех пар учащихся, включая тех, кто различается по своим образовательным достижениям, полу или этнической принадлежности (этническая принадлежность рома или нецыган).
Однако, как выяснили исследователи, количество дружеских отношений увеличивалось больше для одинаковых, а не для разнородных пар учеников.
Это произошло потому, что исходная склонность к дружбе вначале была выше у одинаковых учеников, поэтому посадка их рядом друг с другом подтолкнула больше из них к настоящей дружбе, чем посадка разнородных учеников вместе. Пол был основной движущей силой этого шаблона.
Исследователи отметили, что эффект совместного сидения для учащихся из числа рома и других национальностей был менее определенным, чем для пар студентов, которые не были похожи друг на друга в других отношениях, особенно с учетом небольшого числа учащихся из числа рома в их выборке. Однако в целом их результаты показывают, что распределение мест может быть эффективным инструментом в продвижении разнообразных дружеских отношений, что может помочь развить социальные навыки и улучшить отношение к людям из других демографических групп.
Старший автор Феликс Эльверт добавляет: «Дружба имеет значение, хорошо это или плохо. Наличие друзей улучшает счастье и здоровье; но сети дружбы также разделяют людей, потому что люди в основном дружат с такими же, как они. Важно отметить, что мы обнаружили, что сидение рядом друг с другом увеличивает потенциал дружбы для всех детей, независимо от их пола, класса или этнического происхождения. Это демонстрирует, что простые («легкие») вмешательства могут эффективно разнообразить дружеские сети."
Соавтор Тамас Келлер добавляет: «Хотя учителя имеют полный контроль над расположением схемы рассадки в классе, налаживание дружбы с помощью схемы рассадки – это недооцененный политический рычаг. Наше исследование выявило две конкретные границы: гендерные и этнические различия.
Учащиеся в раннем подростковом возрасте заводят дружбу со сверстниками того же пола – особенность, которую трудно изменить с помощью легкого вмешательства в схему рассадки. Точно так же цель установления межэтнических дружеских связей может потребовать более интенсивного вмешательства."