Исследование опубликовано в журнале Science Advances.
«Несмотря на широко распространенный интерес к феномену фейковых новостей, мы очень мало знаем о том, кто на самом деле делится фейковыми новостями», – говорит Джошуа Такер, профессор политики Нью-Йоркского университета и содиректор лаборатории SMaPP. "Это исследование – первый шаг к ответу на этот вопрос.
«Возможно, наиболее важно то, что мы обнаруживаем, что публикация такого типа контента в Facebook была относительно редкой деятельностью во время президентской кампании 2016 года."
Среди общей выборки участников исследования, составленной на основе панельного опроса, проведенного социологической фирмой YouGov, только 8 человек.5% делились ссылками с фейковых новостных сайтов через Facebook.
Примечательно, что только 3 процента тех, кто в возрасте 18-29 лет делились ссылками с фейковых новостных сайтов, по сравнению с 11 процентами тех, кто старше 65 лет. Важно отметить, что связь с возрастом не зависит от идеологической или партийной принадлежности респондентов.
«Если пожилые люди чаще делятся фейковыми новостями, чем молодые люди, тогда есть важные последствия для того, как мы могли бы разработать меры по сокращению распространения фейковых новостей», – добавляет Эндрю Гесс, доцент кафедры политики и связей с общественностью в Принстонском университете.
Объясняя свои выводы, исследователи подчеркивают, как корреляция с возрастом может отражать различия в более фундаментальных чертах или навыках, таких как цифровая медиаграмотность, которые теоретически связаны с поведением в социальных сетях. Они отмечают, что изучение этих возможностей должно стать целью будущих исследований.
Джонатан Наглер, профессор политики Нью-Йоркского университета и содиректор лаборатории SMaPP Lab, также отмечает, что «эти результаты показывают, что обучение цифровой грамотности в школах – независимо от того, насколько это полезно по другим причинам – вряд ли полностью решить проблему распространения фейковых новостей, если такой обмен более распространен среди пожилых людей."
Исследование показало, что, напротив, образование, доход и пол не были систематически связаны с большей вероятностью делиться фейковыми новостями.
Исследователи обнаружили сильную пристрастную разницу: 18 процентов республиканцев делились ссылками на сайты фейковых новостей по сравнению с менее чем 4 процентами демократов. Однако они предостерегли от ассоциации идеологии с лежащей в основе склонностью делиться фейковыми новостями, отметив, что этот вывод может быть просто результатом того факта, что большинство фейковых новостей, выпущенных во время кампании, были ориентированы на Трампа или против Клинтона.
«Это согласуется с протрамповским уклоном большинства фальшивых новостных статей, подготовленных в ходе кампании 2016 года, – пишут они, – и с тенденцией респондентов делиться статьями, с которыми они согласны, и, таким образом, может не отражать большую тенденцию консерваторов делятся фейковыми новостями, чем либералы, при условии, что они узнают об этом."
Примечание по методологии:
Панельный опрос, проводившийся в три волны с апреля по ноябрь 2016 года, включал выборку из примерно 1300 респондентов, которые согласились разрешить приложению временно делиться с исследователями информацией об их собственных публикациях в хронологии, включая внешние ссылки. У исследователей не было доступа к содержанию новостных лент людей или информации об их друзьях.
Респонденты читали заявление о конфиденциальности, в котором им сообщалось, что они могут отказаться в любое время и что исследователи не будут раскрывать какую-либо личную информацию.
Для выявления источников «фейковых новостей» исследователи использовали список доменов, составленный Крейгом Сильверманом из BuzzFeed News, основным журналистом, освещавшим это явление в 2016 году.
Они классифицируют как фейковые новости любые статьи, поступающие с таких сайтов. Они дополнили этот список другими рецензируемыми источниками, чтобы создать список фейковых новостей, специально опровергнутых организациями, занимающимися проверкой фактов.
Результаты оказались устойчивыми к множеству альтернативных критериев фейковых новостей.