То, как мы формируем эти моральные оценки других, во многом связано с культурными и социальными нормами, а также с нашей способностью к сочувствию, степенью, в которой мы можем принять точку зрения другого человека.
В новом анализе исследователи из Пенсильванского университета исследуют сотрудничество с эволюционным подходом.
По словам старшего автора Джошуа Плоткина, биолога-эволюциониста Джошуа Плоткина, используя модели, основанные на теории игр, они показывают, что способность к сочувствию способствует сотрудничеству. Модели также показывают, что степень, в которой эмпатия способствует сотрудничеству, зависит от системы моральной оценки данного общества.
«Наличие не только способности, но и готовности учитывать чужую точку зрения при формировании моральных суждений способствует сотрудничеству», – говорит Плоткин.
Более того, анализ группы указывает на обнадеживающий вывод. При прочих равных, сочувствие имеет тенденцию распространяться среди населения в большинстве сценариев.
"Мы спросили, может ли сочувствие развиваться?’»- объясняет Арунас Радзвилавичюс, ведущий автор исследования и научный сотрудник, работающий с Плоткиным. "Что, если люди начнут копировать чуткий способ наблюдения за взаимодействиями друг друга??
И мы увидели, что сочувствие возросло среди населения."
Плоткин и Радзвилавичюс стали соавторами исследования, опубликованного сегодня в eLife, с Александром Стюартом, доцентом Хьюстонского университета.
Множество ученых исследовали вопрос о том, почему люди сотрудничают посредством косвенной взаимности, сценария, в котором один человек помогает другому не из-за прямого вознаграждения за услугу, а потому, что они знают, что этот человек «хороший»."Но группа Пенна придала исследованию нюанс, который другие не исследовали.
В то время как другие исследования предполагали, что репутация общеизвестна, Плоткин, Радзвилавичюс и Стюарт поняли, что это не соответствует реалистичности человеческого общества, где люди могут по-разному относиться к репутации других.
«В больших современных обществах люди сильно расходятся во мнениях относительно моральной репутации друг друга», – говорит Плоткин.
Исследователи включили эту вариацию мнений в свои модели, которые представляют, что кто-то выбирает либо пожертвовать, либо не делать пожертвования второму человеку, основываясь на репутации этого человека. Исследователи обнаружили, что сотрудничество с меньшей вероятностью будет поддерживаться, если люди расходятся во мнениях относительно репутации друг друга.
Именно тогда они решили использовать эмпатию или теорию разума, которая в контексте исследования предполагает способность понимать точку зрения другого человека.
Это позволило сотрудничеству победить более эгоистичные стратегии.
"В этом есть смысл", – говорит Плоткин. "Если я не буду принимать во внимание вашу точку зрения, во многих случаях я буду строго судить вас, хотя на самом деле не должен, потому что, с вашей точки зрения, вы поступали правильно."
Чтобы глубже изучить влияние эмпатии на сотрудничество, исследователи рассмотрели множество рамок или социальных норм, которые люди могут использовать для присвоения репутации другому человеку на основе его поведения.
Например, большинство фреймворков называют кого-то «хорошим», если они награждают другого «хорошего» человека, но социальные нормы различаются по тому, как они оценивают взаимодействие с человеком, считающимся плохим. В то время как норма «сурового суждения» обозначает «хорошим» любого, кто наказывает плохого актера, норма «простого постоянного» не требует такого карательного подхода: «хороший» человек может вознаградить плохого.
Плоткин, Радзвилавичюс и Стюарт снова обнаружили, что способность к сочувствию имеет значение. Когда люди проявляли сочувствие, суровое суждение было лучшим средством содействия сотрудничеству. Но когда группа была менее склонна принимать точку зрения другой, другие нормы увеличивали степень сотрудничества.
Этот результат побудил команду задать еще один эволюционный вопрос – может ли сама эмпатия развиваться и становиться стабильной в популяции.
И в большинстве случаев ответ был положительным.
«Начиная с популяции, где никто не проявляет сочувствия, когда люди судят друг друга на основе своей собственной точки зрения, мы увидели, что в конечном итоге люди будут копировать поведение тех, кто сочувствует», – говорит Плоткин. "Сочувствие будет распространяться, и может возникнуть сотрудничество."
Так было даже тогда, когда исследователи учли в своих моделях некоторую степень ошибок, шума и неправильного восприятия.
Полученные данные открывают новую область исследований как для теории эволюции, так и для эмпирических исследований поведения общества.
«Сочувствие совершенно чуждо теории игр», – говорит Радзвилавичюс. "В каком-то смысле это открывает новую нишу для исследований в будущем, учитывая теорию разума."
Забегая вперед, команда Пенна надеется ответить на эти вопросы, возможно, противопоставив разные социальные нормы друг другу и, в конечном итоге, проверив свои идеи на основе наблюдений реальных людей, либо с помощью экспериментов, которые они разрабатывают, либо с помощью данных, собранных из социальных сетей.
«Очевидно, что в социальных сетях люди остро осознают свою публичную личность и репутацию и тщательно ее поддерживают», – говорит Плоткин. "Было бы интересно проанализировать эту эволюционную динамику, поскольку она проявляется в онлайн-взаимодействиях."