Исследование, проведенное Университетом Южной Австралии, проверило способность социальных сетей влиять на восприятие людьми загара и показало, что чем выше способность человека критически оценивать сообщения в социальных сетях, тем меньше вероятность идеализации золотого загара.
Первое в мире исследование показало, что люди с более высокой медиаграмотностью гораздо реже принимают или сравнивают себя с загорелым идеалом, но противоположное верно для людей с меньшими навыками медиаграмотности.
Ведущий исследователь, доктор Джон Мингоа из UniSA, говорит, что результаты подчеркивают важность включения медиаграмотности в образовательные инициативы по защите от солнца.
«Стремление к загорелой коже давно стало частью австралийской культуры, но, несмотря на все, что мы знаем об опасностях загара и риске рака кожи, люди по-прежнему ведут небезопасный солнечный свет в поисках того, что они считают здоровым золотым сиянием. ", – говорит доктор Мингоя.
"В Австралии, где мы подвергаемся воздействию одного из самых высоких уровней УФ-излучения в мире (и, соответственно, у нас один из самых высоких показателей рака кожи в мире), стремление к загорелой коже, несомненно, опасно.
«Проблема заключается в том, что люди сталкиваются с изображениями« загорелого идеала »в социальных сетях – Instagram, Facebook, Snapchat и YouTube, – где их восприятие привлекательности формируется и подкрепляется изображениями от рекламодателей, влиятельных лиц, блоггеров и друзья, многие из которых были искусственно усилены или манипулированы.
«Мы пытаемся бороться с этим типом повседневного органического контента, чтобы молодым людям было легче определить, каким образом социальные сети могут влиять на их знания, отношения и поведение.
"Добавление таких навыков медиаграмотности к существующим и хорошо разработанным австралийским сообщениям и кампаниям о защите от солнца поможет людям лучше управлять своей реакцией на воздействие средств массовой информации и, что немаловажно, уменьшить любые потенциально негативные самооценки."
Рак кожи является наиболее распространенным раком во всем мире: ежегодно происходит 2–3 миллиона немеланомных раковых заболеваний кожи и 132 000 случаев рака кожи меланомы. В Австралии примерно у двух из трех австралийцев будет диагностирован рак кожи к 70 годам.
В ходе исследования были проверены ответы 151 молодого взрослого австралийца (61 мужчина и 90 женщин в возрасте от 18 до 29 лет) после просмотра серии сообщений в социальных сетях, в которых фигурировали либо загорелые, либо бледнокожие модели. Наиболее распространенным типом кожи в исследовании была кожа типа III по Фитцпатрику (45%) – люди, кожа которых реагирует на солнце, возможно, веснушками, иногда жжением, а иногда и загаром.
Медиаграмотность оценивалась с помощью Анкеты отношения к СМИ (MAQ), рейтинговой шкалы типа Лайкерта, которая была адаптирована для проверки медиаграмотности по отношению к загорелому идеалу.
Исследование показало, что в среднем участники использовали социальные сети примерно 173 минуты (три часа) в день, распределяя свое время между Facebook (96.7 процентов), YouTube (84.8 процентов), Instagram (69.5 процентов) и SnapChat (69.5 процентов).
Доктор Мингоя говорит, что социальные сети представляют собой дополнительные препятствия на пути к здоровому образу жизни на солнце.
«Повышение осведомленности людей о том, как создаются, обрабатываются и изменяются сообщения в социальных сетях, а также их способность влиять на познание и отношение, улучшит осведомленность и скептицизм по отношению к контенту в социальных сетях», – говорит д-р Мингоа.
«Что мы хотим сделать, так это добавить дополнительный слой к существующему образованию в области защиты от солнца, что, как мы надеемся, приведет к снижению восприятия того, что люди видят в социальных сетях относительно загорелых идеалов, и, как следствие, к лучшим результатам для здоровья.
"Поскольку более 90 процентов молодых людей регулярно используют социальные сети, мы не можем позволить себе упускать из виду в борьбе за борьбу с раком кожи."