В статье, опубликованной в журнале «Атмосферная среда», исследователи из Глобального центра исследований чистого воздуха (GCARE) рассмотрели, как три типа придорожной зеленой инфраструктуры – деревья, живые изгороди и сочетание деревьев с живой изгородью и кустарником – влияют на уровни концентрации загрязнения воздуха. В исследовании использовались шесть придорожных участков в Гилфорде, Великобритания, в качестве испытательных площадок, где зеленая инфраструктура находилась на расстоянии от одного до двух метров от дороги.
Исследователи обнаружили, что обочины дорог, на которых были только живые изгороди, были наиболее эффективными в снижении воздействия загрязнения, сокращая содержание черного углерода до 63 процентов.
Ультрамелкие и субмикронные частицы следовали этой тенденции уменьшения, с мелкими частицами (менее 2.5 микрометров в диаметре), демонстрируя наименьшее сокращение среди всех измеренных загрязняющих веществ. Максимальное снижение концентраций наблюдалось, когда ветры были параллельны дороге из-за эффекта сметания, за которым следовали ветры, пересекающие дорогу. Элементный состав частиц указывает на заметное сокращение вредных тяжелых металлов, образующихся в результате движения транспорта за растительностью.
Только живые изгороди – и их сочетание и деревья – стали наиболее эффективной зеленой инфраструктурой для улучшения качества воздуха за ними при различных направлениях ветра.
Обочины дорог с деревьями не оказали положительного влияния на снижение загрязнения на высоте дыхания (обычно между 1.5 и 1.7 м), так как кроны деревьев были слишком высокими, чтобы обеспечить барьерный / фильтрующий эффект выхлопных газов на уровне дороги.
По данным Организации Объединенных Наций, более половины населения мира проживает в городских районах – это число увеличивается почти до двух третей в Европейском союзе, где, по данным Европейского агентства по окружающей среде, уровни загрязнения воздуха во многих городах превышают допустимые уровни. превращение загрязнения воздуха в основной риск для здоровья, связанный с окружающей средой.
Профессор Прашант Кумар, старший автор исследования и директор-основатель GCARE в Университете Суррея, сказал:
"Многие миллионы людей во всем мире живут в городских районах, где уровень загрязнения также самый высокий.
Лучший способ справиться с загрязнением – это контролировать его у источника. Тем не менее, снижение воздействия транспортных выбросов в условиях, близких к дорогам, играет большую роль в улучшении здоровья и благополучия горожан.
«Проект iSCAPE предоставил нам возможность оценить эффективность пассивных мер контроля, таких как зеленая инфраструктура, которая размещается между источником и рецепторами."
«Это исследование, которое расширяет нашу предыдущую работу, предоставляет новые доказательства, демонстрирующие важную роль, которую стратегически расположенные придорожные изгороди могут играть в снижении воздействия загрязнения на пешеходов, велосипедистов и людей, живущих рядом с дорогами. Градостроителям следует рассмотреть возможность посадки более густых живых изгородей и сочетания деревьев с живой изгородью в условиях открытых дорог.
Многие местные власти из самых лучших побуждений в последние годы уделяют большое внимание озеленению городов. Тем не менее, основное внимание уделяется придорожным деревьям, в то время как в городских районах есть много миль заборов, которые можно легко дополнить живыми изгородями, что даст ощутимый дивиденд от воздействия загрязнения воздуха.
Городская растительность важна, учитывая широкую роль, которую она может играть в городских экосистемах – и это может быть гораздо больше, чем просто деревья на широких городских дорогах », – добавляет профессор Кумар.