Его быстрое распространение в Европе нельзя объяснить его естественной скоростью распространения, которая ограничена расстоянием около 1 метра. Скорее, есть другие факторы, опосредованные человеком, которые поддерживают успех его вторжения – например, по дорогам он распространяется в основном благодаря сельскохозяйственной технике, перемещению почвы, обслуживанию дорог и дорожному движению.
Изучение закономерностей распространения амброзии обыкновенной важно, поскольку ее аллергенная пыльца влияет на здоровье человека, в основном в юго-восточной части Центральной Европы, Италии и Франции. Выяснение того, где он процветает и почему, может помочь в управлении и контроле над его популяциями.
Вот почему ученые Андреас Лемке, Саша Буххольц, Инго Коварик и Мориц фон дер Липпе из Технического университета Берлина и Уве Старфингер из Института Юлиуса Куна решили изучить причины вторжений амброзии на обочинах дорог. Составив карту 300 км обочин в известной горячей точке амброзии в немецкой земле Бранденбург, они зарегистрировали плотность растений на обочинах дорог по различным типам дорожных коридоров и в зависимости от интенсивности движения в течение пяти лет.
Затем они исследовали влияние плотности движения и типа среды обитания, а также их взаимодействия на динамику этих популяций. Их исследование опубликовано в рецензируемом журнале с открытым доступом NeoBiota.
Удивительно, но участки дорог с интенсивным движением демонстрировали стабильно высокие темпы роста населения даже на затененных и менее нарушенных участках дороги, а это означает, что одного затенения было бы недостаточно для борьбы с нашествием амброзии на этих участках. Рост населения происходил даже на обочинах дорог с менее подходящими условиями обитания – но только на дорогах с интенсивным движением и снижался с уменьшением интенсивности движения.
Это указывает на то, что распространение семян транспортными средствами и при обслуживании дорог может компенсировать, по крайней мере частично, менее благоприятные условия обитания. Нарушенные участки дороги с низкой проходимостью демонстрировали постоянно высокий рост населения, что подчеркивает важность нарушений в дорожных коридорах как фактора, способствующего распространению нашествий амброзии.
Эти результаты имеют практическое значение для управления средой обитания и популяциями инвазий амброзии вдоль дорожных сетей.
Уменьшение установленных придорожных популяций и их семенного фонда в критических частях дорожной сети, введение скорректированного режима кошения и создание густого слоя растительности может локально ослабить, подавить или искоренить популяции придорожной амброзии.